Пояснительная записка
«Математические ступеньки» - это целостная система математического развития ребенка, в которой решающая роль принадлежит именно его деятельности. При разработке программы использовались теории А.В. Запорожца (о самоценности дошкольного детства), Д.Б. Эльконина ( о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка), Выготского (о развивающем обучении). В программе учтены положения из концепции дошкольного воспитания:
— о сочетании возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей;
— переходе с учебно-дисциплинарной модели обучения на личностно-ориентированную;
— единстве воспитания и обучения;
— преемственности в работе ДОУ и семьи.
К программе добавлено наглядно-методическое обеспечение, с помощью которого реализуются ее цели и задачи.
Программа предусматривает содержание трех составляющих, с помощью которых педагог осуществляет свою работу с детьми в определенной системе и последовательности.
1. Учебно-методические пособия для педагога, в которых даны развернутые методические рекомендации. Они не являются строгой инструкцией, а представляют собой необходимый для работы дидактический материал.
2. Рабочие тетради с развивающими заданиями, при выполнении которых дети будут последовательно усваивать поставленные задачи.
3. Рабочая тетрадь с диагностическими заданиями, с помощью которой определяется уровень усвоения программы каждым ребенком и степень эффективности данной методики.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Для повышения общего уровня развития ребёнка необходимо специально организованное умственное воспитание, направленное на формирование у дошкольников системы элементарных математических представлений. В цикле «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка. Основная цель программы - формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет, привить интерес к математике, развить математические способности ребёнка. Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:
Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.
Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития. Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерениях, моделировании.
Воспитательные: умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности.
Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии. Длительность занятия 20 мин. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Программный материал даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактический принцип развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. К программе имеется наглядно-методическое обеспечение, с помощью которого реализуются ее цели и задачи. Это учебно-методические пособия для педагога, рабочие тетради, демонстрационный материал.